Мнение: Директор Инновационного центра стоматологии "Клиника доктора Федосеева"-  о рынке стоматологических услуг в Тольятти Ирина Федосеева

Согласно исследованию журнала Forbes, частная стоматология входит в пятерку самых привлекательных c  точки зрения получения прибыли, сегментов малого бизнеса. О том, как развивается рынок стоматологических услуг в Тольятти, о методах конкурентной борьбы, подготовке кадров и многом другом "P.S." побеседовал с директором Инновационного центра стоматологии "Клиника доктора Федосеева" Ириной Федосеевой.

- Как на сегодняшний день выглядит рынок стоматологических услуг в Тольятти?

- В частной стоматологии в Тольятти есть три основных сегмента:

Первый - это кабинеты шаговой доступности, ориентированные на поточный прием. Они оказывают услуги удовлетворительного качества по достаточно низкой цене и занимают до 60% всего рынка.

Второй сегмент - это более продвинутые кабинеты, рассчитанные уже на 3-4 кресла. Они располагаются в оживленных местах города рядом с торговыми центрами, офисными зданиями и т.д.

Третий сегмент - специализированные полнофункциональные клиники, которые оказывают полный комплекс услуг. Есть еще четвертый и пятый сегмент - сетевые и иностранные клиники, либо многопрофильные лечебные учреждения со своим стоматологическим отделением, - но в Тольятти они не представлены.

- Насколько сильна конкуренция среди частных стоматологических кабинетов?

- Конкуренция в третьем сегменте идет в рамках повышения качества, предоставления более широкого спектра услуг, уровня квалификации персонала. Пожалуй, это самый здоровый и правильный вид конкуренции. Но есть и другие способы, чаще всего применяемые частными кабинетами второго сегмента. они ведут сражение за клиентов через рекламу и СМИ, заявляя, что оказывают полный комплекс услуг, пытаясь позиционировать себя как полнофункциональные клиники.  Между тем, о полном комплексе можно говорить только в том случае, если клиника обладает полным набором помещений, технологий и специалистов- ортодонт, хирург, хирург-имплантолог, детский врач, терапевт и ортопед. Если все услуги оказывают один-два врача в 1-2 кабинетах, то это врачи-универсалы.

Говорить о конкуренции среди кабинетов первого сегмента практические не приходится, так как здесь ведущую роль играет территориальный признак. То есть клиенты выбирают такого стоматолога в основном исходя из близости к дому. Если в одном квартале находится несколько подобных кабинетов, то они "борются" друг с другом ценами. 

- Какую долю стоматологического рынка сегодня занимаю частные клиники?

- На сегодняшний день в Тольятти зарегистрировано более 250 компаний, оказывающих медицинские услуги. Более половины из них - это стоматологические частные практики. Если говорить в целом по рынку, то по численности государственный сектор занимает всего 8-10%. Но это не отражает реальной расстановки сил, так как здесь необходимо рассматривать не количество, а соотношение производственных мощностей, то есть кресел. Так вот по этому показателю государственный и негосударственный сектор сейчас находятся в равном положении.

- Существует ли какая-либо классификация частных стоматологических клиник и кабинетов?

- В свое время Ассоциация стоматологов России предложила простую и понятную потребителям и специалистам классификацию частных клиник по методу классификации отелей. Есть определенный перечень помещений, оборудования, технологий, квалификации врачей и т.д., который соответствует определенному количеству звезд. Но, к сожалению, это ранжирование не нашло широко отклика в профессиональной среде, поскольку получение такого сертификата является добровольным, но требования по каждому пункту довольно жесткие. Могу сказать, что наша клиника соответствует квалификации пять звезд.

- Каковы, на ваш взгляд, основные проблемы частного рынка стоматологии?

- Одна из основных проблем - отсутствие государственного регулирования при открытии новых частных стоматологических практик. То есть любой врач с дипломом может открыть свой кабинет, получив соответствующую лицензию, причем без каких-либо особых проблем. Особенно сейчас, когда на рынок стоматологического оборудования вышел Китай и установку с минимальным набором инструментов и материалов можно купить за 200тыс.рублей. В Европе, например, существует жесткое регулирование согласно численности населения. То есть открыть клинику можно только там, где в этом действительно есть необходимость. В ином случае остается только возможность выхода на этот рынок через покупку уже существующего кабинета.

- Как стоматологическая отрасль пережила кризис?

- Мы живем не в вакууме, поэтому последствия финансового кризиса были хорошо заметны и на рынке стоматологических услуг. В самый сложный период - 2009 год - потери оборотов составили до 20%. Сегодня что мы уже практически вернулись к докризисным цифрам.

- Пришлось ли Вам использовать так называемые "антикризисные" методы ведения бизнеса?

- Конечно, перед нами встала задача оптимизации расходов, причем она была довольно сложной. Потому что нельзя оптимизировать материалы, технологии, персонал или уровень сервиса. Как только ты начнешь это делать, то моментально попадешь в другой сегмент. Поэтому мы применили собственную антикризисную программу-  организовали несколько семинаров и мастер-классов у нас в городе, пригласили   аторитетов в профессии, осознанно идя на дополнительные расходы, купили еще одну систему имплантации и проинвестировали в расширение инструментов и оборудования для челюстно-лицевых операций. Сегодня в нашей клинике успешно оперируют три хирурга. Это наш ответ на кризис.

- Насколько остро в Тольятти стоит проблема квалифицированных кадров в области стоматологии? Сколько приходится тратить на повышение образования?

- Пример, несколько месяцев назад наши специалисты были на обучении у мэтра мировой имплантологии Карло Тинти в Италии, где было всего 12 человей из России. Трехдневный курс на одного человека обходится порядка 80 тысяч рублей, не считая  перелета, проживания и т.д. Но мы идем на такие траты, поскольку понимаем, что клинический опыт профессионала такого уровня того стоит.

- Насколько быстро в Тольятти проникают новые технологии?

- Сегодня сам мир очень быстр и открыт ко всему новому, так что новые технологии в области стоматологии в Тольятти появляются наравне со столичными городами. Например, главные достижения рынка за последний год - это люминиры и 3D-технологии. И в Тольятти они уже представлены. Здесь главным остается вопрос уже не информационной доступности, а вопрос денег - готов ли ты инвестировать в развитие своей клиники.

- Частная стоматология всегда считалась очень прибыльным и успешным видом бизнеса. Так ли это?

- Прибыльность стоматологического бизнеса около 20-30%, причем не зависимо от сегмента работы. Соответственно окупаемость составляет порядка 3-5 лет. Действительно, сегодня большое количество частных кабинетов открывается именно из-за сложившегося впечатления успешности и достатка. Но нужно понимать, что многое зависит от качества управления. Этим должен заниматься профессионал, хорошо разбирающийся во всех нюансах работы. Если же частную клинику рассматривать просто как  один из вариантов вложения средств, что довольно часто происходит последнее время, может получиться обратный эффект, как например, с обанкротившейся сетью "Мастердент".

- Не планируете ли превратить ваш центр стоматологии в сеть клиник?

- Сеть - это стандартизированный бизнес, нацеленный на получение прибыли. Мы уже владеем сетевым бизнесом, связанным с товарами для красоты и здоровья, это второе направление нашей деятельности. Сейчас мы действительно рассматриваем возможность открытия клиники в Самаре. У нас достаточно много самарских пациентов и есть желание и возможности работать на этом рынке.

Резюме

Ирина Федосеева, предприниматель

Родилась в 1968 году в городе Кемь, Карелия

1986-1991 - Самарский политехнический институт, факультет автоматики и измерительной техники
1992-1995 год -  Московский коммерческий университет . "Экономика и управление"
1995-2000 год -  стоматологическая практика "Евростандарт", гл. бухгалтер
с 2000 года - директор Инновационного центра стоматологии "Клиника доктора Федосеева"

Наш адрес

ТОЛЬЯТТИ, ПРИМОРСКИЙ Б-Р, 2
+7 (8482) 71-60-06

ПОНЕДЕЛЬНИК-ПЯТНИЦА С 8:00 ДО 20:00
СУББОТА С 9:00 ДО 16:00
ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК
ОТПРАВИТЬ СООБЩЕНИЕ